Су-Джок терапия
для речи
Важнейшим условием всестороннего
развития ребенка является хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь у
ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире возможности в познании
окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со
сверстниками и взрослыми. В последние годы наблюдается тенденция увеличения
числа детей, имеющих нарушения речевого развития, общей и мелкой
моторики.
Известный педагог В. Сухомлинский
сказал: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев». Поэтому очень важно
развивать мелкую моторику, которая активизирует соседние зоны мозга, отвечающие
за речь, а формирование речи способствует развитию мышления.
«Рука является
вышедшим наружу головным мозгом», писал немецкий философ И. Кант. На кистях рук
имеются точки, которые связаны с зонами коры головного мозга. Для активного
стимулирования речевых зон используют Су-Джок терапию.
Су-Джок терапия для речи одной из
нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия («Су» -
кисть, «Джок» - стопа). Су-Джок терапия является одним из эффективных приемов,
обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура
значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Игры и упражнения с использованием
массажного шарика и кольца Су-джок:
·
Развитие фонематического слуха
Игра
«Я на шарик погляжу, все про звуки вам расскажу»
Шарик
подбирается в соответствии с характеристикой звука:
Красный
– для гласных;
Синий
с колечком – для звонких твердых согласных;
Синий
без колечка – для глухих твердых согласных;
Зеленый
с колечком – для звонких мягких согласных;
Зеленый
без колечка – для глухих мягких согласных согласный.
·
Совершенствование лексико-грамматических категорий
Упражнение
«Один-много»
Воспитатель
катит су-джок шарик по столу ребенку, называя предмет в единственном числе.
Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во
множественном числе.
Использование
шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов: на столе коробка,
по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик -
в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот,
ребенок должен описать действия взрослого.
·
Развитие памяти и внимания
Упражнение
«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»
Дети
выполняют инструкцию воспитателя: надень колечко на мизинец правой руки, возьми
шарик в правую руку и спрячь за спину; далее ребенок закрывает глаза,
воспитатель одевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой
палец какой руки надето кольцо.
·
Слоговой анализ слова
Упражнение
«Раздели слова на слоги»
Ребенок
называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество
слогов.
·
Автоматизация звуков
Ребенок
поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая
стихотворение на автоматизацию поставленного звука, например, Ш:
На
правой руке:
Этот
малыш – Илюша, (на большой палец)
Этот
малыш – Ванюша, (указательный палец)
Этот
малыш – Алеша, (средний палец)
Этот
малыш – Антоша, (безымянный)
А
меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (Мизинец)
На
левой руке:
Эта
малышка – Танюша, (на большой палец)
Эта
малышка – Ксюша, (указательный)
Эта
малышка – Маша, (средний)
Эта
малышка – Даша, (безымянный),
А
меньшую зовут Наташа. (Мизинец).
Ребенок
катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на
автоматизацию звука Ж.
Ходит
ежик без дорожек,
Не
бежит ни от кого.
С
головы до ножек
Весь
в иголках ежик.
Как
же взять его?
Комментариев нет:
Отправить комментарий