Роль
семьи в автоматизации
поставленных звуков

Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги,
слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап
автоматизации звука представляет собой закрепление условно - рефлекторных
речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще
очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро
разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить
лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и
четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не
следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно
отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не
даст улучшения в произношении.
У детей с дефектами звукопроизношения закреплены
стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от
простого к сложному.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в
строгой последовательности:
· автоматизация
звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
·
автоматизация
звука в словах (в начале слова, середине, конце);
·
автоматизация
звука в предложениях;
·
автоматизация
звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
·
автоматизация
звука в коротких, а затем длинных рассказах;
·
автоматизация
звука в разговорной речи.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над
произносительной стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах
и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в
предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении,
связной речи.
Наряду с развитием звуковой стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит
обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя
речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков –
постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова,
предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. К новому
материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
Правила работы в домашних условиях.
Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и
следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка.
Помните, чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук
закрепится в речи. Задача
логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если
домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть.
Весь речевой материал должен быть отработан, т.е.
родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания.
Не пренебрегайте заданиями, требующими заучивания
наизусть потешек, скороговорок, коротких стихов с автоматизируемыми звуками.
Многократно повторяя одни и те же строчки в процессе заучивания стихотворений,
ребёнок автоматизирует корригируемые звуки в словах стихотворения.
Все задания выполняются до конца. Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не
расстраивайте его, если он не справляется с заданиями. Постоянные занятия
непременно принесут свои плоды.
Таким образом: исправление речи - длительный процесс,
требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками,
сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его
за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий