«Учимся слышать звуки
и правильно их произносить»
Уважаемые родители! К концу учебного года завершается работа по
автоматизации поставленных звуков и введению их в речь. Продолжительность
периода автоматизации поставленных звуков у детей может быть различной.
Некоторым детям требуется более длительное время для введения в свободную речь
поставленных звуков. Кроме того, в летний период, когда прекращаются занятия с
логопедом, необходимо закреплять навыки правильного произношения звуков,
полученные ребёнком в процессе проведённой логопедической коррекции.
Старайтесь как можно чаще побуждать ребенка прислушиваться к звуковой «одежде» слов, оценивать собственное произношение. Помните, что ваша
речь — образец для ребенка, поэтому она
должна быть четкой, внятной и выразительной.
Не забывайте следить за правильностью произнесения ребенком закрепляемых
звуков, как в игре, так и в повседневной жизни. Не скупитесь на похвалу и поощрения, они — важный стимул для
успешного закрепления полученных навыков.
Вашему вниманию предлагаются речевые игры и упражнения, которые Вы
можете использовать дома при
закреплении
правильного произношения.
Кнопочки. Ребенок проговаривает слог (слово) с
автоматизируемым звуком, нажимая пальчиком на «кнопочку» (нарисованный кружок,
квадрат, рыбка, цветок и т.д.). Сколько кнопочек — столько повторов.
Шарик. Во время произнесения слов с
автоматизируемым звуком дети перекатывают (передают из рук в руки) шарик от
пинг-понга, мячик. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик,
проговаривая предложения, чистоговорки.
Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке)
ребенок проводит пальчиком, проговаривая предложения с автоматизируемым звуком,
чистоговорки.
Заборчик. Дети рисуют горизонтальные палочки с
одновременным произнесением слогов, слов с автоматизируемым звуком.
Дорожка. Дети рисуют или выкладывают поочередно
вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным произнесением двух
заданных слов с автоматизируемым звуком.
Узоры. Ребенок рисует (выкладывает) чередующиеся
фигурки с одновременным произнесением слов с автоматизируемым звуком. Каждая
фигурка обозначает слово.
Кубик с цифрами. Ребенок бросает кубик. Выпавшая цифра
укажет сколько раз повторить слог, слово, предложение с автоматизируемым
звуком.
Часики. Ребенок проговаривает слово, предложение с
автоматизируемым звуком столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.
Бусы. Ребенок перебирает крупные бусины, желуди,
пластмассовые шарики, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.
Пальчики здороваются. Каждый палец здоровается с большим
пальцем. При соприкосновении произносить слог с автоматизируемым звуком. Все
движения выполнять обеими руками одновременно и попеременно.
Кулачки. Сгибать кисти в кулак и разгибать,
одновременно произнося слоги, слова с автоматизируемым звуком.
Песочные часы. Ребенок проговаривает речевой материал,
пока не «стечет» песочек в часах (1 мин, 3 мин).
Слова
вокруг нас. Вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной
теме, например: «Вспомни животных, в названии которых есть звук …(закрепляемый)».
Найди на кухне (в кабинете, на улице, в
комнате). Найти на кухне предметы и четко их проговорить, в названиях
которых есть закрепляемый звук.
Подчеркни
букву. Перед чтением текста подчеркнуть все
буквы, соответствующие закрепляемому звуку, а потом уже читать текст.
Стоп - игра. Назовите любые слова. Ребенок
говорит «стоп», если услышит
слово с закрепляемым звуком.
Уточните,
какое слово услышал ребенок. Начинайте игру в медленном темпе,
постепенно ускоряя его.
Разведчики. Предложите всем
членам семьи отправиться на кухню (в
ванную, прихожую) или заглянуть в
шкаф(холодильник) и найти как можно больше предметов с закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
Угадай-ка. Предложите детям угадать разные
предметы по их описанию, напомнив при этом, что во
всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении
в случае угадывания и правильного произнесения слова.
Исправляй-ка. Произнесите слова с
«дефектным» произношением и попросите ребенка исправить ошибку.
Будь внимателен. При чтении сказок, рассказов или стихов
попросите ребенка запомнить как можно
больше слов с закрепляемым звуком из этого произведения.
Аналогичное задание можно предложить при рассматривании иллюстраций в книге.
Кто больше? Посоревнуйтесь со своим ребенком в придумывании слов с закрепляемым звуком.
Мы — артисты. Проговорите
с ребенком скороговорку, чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым
звуком несколько раз разными
интонациями (удивленно, весело, грустно).
Закрепляемый звук произносите чуть
дольше обычного.
Можно или нельзя? Договоритесь с ребенком, что вы будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его просьбы, которые
он произнесет без ошибок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий